В настоящее время особое внимание в государственной политике уделяется социально – экономическому развитию субъектов РФ. Совершенно новым инструментом территориального развития сегодня становятся центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), создающиеся с 2019 г. в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам рабочей поездки Президента Российской Федерации от 6 апреля 2018 года № Пр-580.

В 2019-2021 гг. создано 44 центра опережающей профессиональной подготовки в 44 субъектах РФ. В 2022 году открываются ещё 15 центров в 15 субъектах РФ: в Кабардино-Балкарской Республике, Калининградской, Костромской, Курганской, Ленинградской, Липецкой, Мурманской, Орловской, Псковской и Смоленской областях, Республиках Адыгея, Карелия, Марий Эл, Мордовия, г. Севастополе. Всего к 2024 году в Российской Федерации планируется открытие 100 центров, из которых 16 будут отраслевой направленности.

ЦОПП – это новая региональная структура, призванная осуществлять подготовку кадров для реализации потребностей экономики региона, обеспечивать регион кадрами новой формации, формировать в регионе качественный человеческий капитал.

Центры опережающей профессиональной подготовки становятся новыми брендами развития компетенций. Они представляют собой современные пространства, с зонированием помещений по функциональному назначению, приспособленные для организации проектной деятельности: встреч, обсуждений, презентаций, проведения лекций, профориентационных мероприятий и т.д.

Сегодняшние ЦОПП оснащены современным VR/AR-оборудованием, программно-виртуальными комплексами виртуальной реальности, тренажерами и т.д., которые обеспечивают проведение профориентационных мероприятий и профессиональных проб. В центрах на сегодняшний день работают специалисты по работе с большими данными, программисты, аналитики, методисты. Но главная особенность и инновационность деятельности ЦОПП заключается в том, что для реализации создаваемых ими программ в их распоряжении оказываются ресурсы (материально-технические, кадровые, методические) всех профессиональных образовательных организаций субъекта Российской Федерации, а при необходимости и по договоренности ресурсы организаций высшего образования, научно-исследовательских центров, предприятий и организаций различных форм собственности.

На ЦОПП возложены существенные задачи по подстраиванию системы среднего профессионального образования к изменениям, которые предполагаются в экономиках субъектов Российской Федерации.

Для информационного обеспечения деятельности ЦОПП разрабатываются цифровые платформы, позволяющие осуществлять многостороннее взаимодействие участников образовательных отношений ЦОПП: граждан РФ, образовательных организаций и непосредственно работодателей, в том числе малого и среднего предпринимательства. Для организации деятельности Центров создается специальное пространство, разделенное на функциональные зоны, в которых располагается современное оборудование, подходящее для выполнения самых разных задач.

Центры опережающей профессиональной подготовки должны стать площадкой-агрегатором образовательных ресурсов региона, оказывающей содействие в подготовке кадров в части предложения лучших условий обучения, в подборе места обучения и преподавателей, а также в обеспечении логистики и оценке качества подготовки.

Создание таких Центров позволит обеспечить подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с современным стандартами и передовыми технологиями и оказать влияние на конкурентоспособность среднего профессионального образования Российской Федерации.


Уполномоченным Министерством просвещения Российской Федерации федеральным оператором, осуществляющим экспертно-консультационное и организационно-методическое сопровождение ЦОПП, с 2021 года является ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» (ФГБОУ ДПО ИРПО), на базе которого в целях реализации проекта по созданию и функционированию ЦОПП был создан Центр координации опережающей профессиональной подготовки. ФГБОУ ДПО ИРПО сопровождает ЦОПП в выполнении комплекса мер (дорожной карты), а также участвует в формировании стратегии развития Центров опережающей профессиональной подготовки.